?

Log in

No account? Create an account

Другая планета - Шум Океанов Марса — ЖЖ

Декабрь 30, 2010

01:41 - Другая планета

Previous Entry Поделиться Next Entry

Читаю воспоминания "На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг." инженера-кораблестроителя Владимира Полиевктовича Костенко (1881-1956; предваряя естественный вопрос - да, его сажали два раза в 1928 (!!! матёрый вредитель) и 1941 по два года, но чудесным образом не расстреляли). Хорошая, толковая книжка 1955 года издания, на удивление почти без идеологии. Автор был назначен корабельным инженером броненосца "Орёл" Второй Тихоокеанской эскадры Российской Империи, на котором он проделал поход из Петербурга на Дальний Восток, где имел сомнительное удовольствие участвовать в Цусимском сражении и попасть в японский плен. Костенко выведен в качестве одного из главных героев книги Новикова-Прибоя "Цусима" - "инженера Васильева".

Ну так вот, автор выучился ещё при царях, и читая его краткую автобиографию, я просто поражался. Для начала происхождение:

Мой отец окончил в 1881 г. медицинский факультет Харьковского университета и получил назначение в село Вейделевка Воронежской губернии... Мать моя была дочерью небогатого помещика Кузнецова из Валуйского уезда. Окончив Харьковскую гимназию, она до замужества служила сельской учительницей... Как отец, так и мать были вовлечены в круг общественных настроений передовой русской интеллигенции семидесятых годов. Разделяя народнические взгляды, они считали своим долгом работать в гуще крестьянской деревни, чтобы поднять ее культурный уровень... Родители руководили моими занятиями и старались развивать мои природные способности. Мать занималась со мной французским языком, который хорошо усвоила еще в школе. Отец посвящал вечера чтению вслух произведений русских классиков. Любимыми его писателями были Гоголь и Пушкин... Кроме предметов гимназической программы, я также усиленно занимался рисованием, брал систематические уроки у опытного преподавателя, окончившего Академию художеств... Попутно с седьмого класса гимназии я стал брать уроки музыки... В старших классах гимназии я начал изучать высшую математику по популярному курсу Лоренца, а также увлекался естественными науками, астрономией и философией.

Согласитесь, интеллектуальный горизонт у интеллигентов тогда был пошире, чем "квартира-машина-депрессия". Это имело как причины, так и следствия:

Особо сильный толчок развитию моей тяги к морю и увлечению кораблями вызвала поездка в Севастополь, которую отец предпринял со мной и моим братом Василием... Отец получил в порту разрешение на посещение и осмотр броненосца «Чесма». Нас водил по всем палубам корабля толковый унтер-офицер, объяснял назначение всех устройств и охотно рассказывал об условиях жизни моряков на военном корабле.

Видали? Какой-то сельский врач, политически неблагонадёжный к тому же, захотел показать детям один из крупнейших кораблей флота - да пожалуйста! Но дальше ещё хлеще:

Затем отец добился разрешения осмотреть завод Севастопольского адмиралтейства, на котором в то время достраивались у берега два новых броненосца Черноморского флота: «Три Святителя» в 12480 тонн и «Георгий Победоносец» в 10280 тонн. По заводу нас сопровождал мастер, который обстоятельно рассказал нам о всех особенностях этих броненосцев и о производстве корпусных работ в мастерских и на кораблях.

Неплохо, да? Интересующемуся сельскому врачу с детьми показывают военную (!) верфь с новейшими кораблями в постройке. Но и это ещё не всё!

...я с отцом и братом предпринял поездку в Петербург и Кронштадт... В Главном Морском штабе отец без труда получил разрешение на посещение завода Нового адмиралтейства, на котором в 1899 г. достраивался спущенный броненосец «Ослябя». Затем мы выехали в Кронштадт, где после осмотра города и порта побывали в училище и получили разрешение на осмотр готовившегося к уходу в Тихий океан законченного броненосца «Полтава».

В Главном Морском штабе (!!!), без труда (!!!) получил разрешение... Дайте мне другой глобус!

Да, Костенко был революционером и критиком самодержавного режима, в 1910 году даже получил за это 6 лет, но был помилован через год; после революции руководил судостроительными предприятиями. Как я понимаю, к 1928 году его что-то и в СССР перестало устраивать. Но поезд уже ушёл, а рельсы разобрали...

Comments:

[User Picture]
From:pali_ka
Date:Декабрь 30, 2010 08:03 am
(Link)
Вот царь-батюшка и доигрался - разный подозрительный элемент ходил на верфи шпионил, а потом на немецкие деньги сделали переворотю Нет на них жандармерии!! :)

А ситуация действительно - песня. Особенно с интеллектуальным горизонтом, которые сегодня прекрасно "заменяет" телевизор.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:ekel_alfred
Date:Декабрь 30, 2010 12:20 pm
(Link)
Прекрасный пост. Спасибо!
Пару лет назад ко мне в Берлин приезжал на пару дней мой бывший учитель, который ходил по городу и ироничнопечально повторял: "Никогда..."

С наступающим НГ! Надеюсь читать вас и в НГ, т.к. ваш блог входит в список любимых и полезных... Мне кажется, что даже http://www.mydealz.de от вас узнал, за что отдельное спасибо!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:denmes
Date:Декабрь 31, 2010 05:05 pm
(Link)
Спасибо за слова одобрения :) это мотивирует, знаете ли :)
Вам тоже всего наилучшего в новом году!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:denisov2008
Date:Декабрь 30, 2010 01:12 pm
(Link)
Организации бывают открытые и закрытые.
Открытые организации открыты для новых людей и новых идей,
сами порождают новые идеи и новых людей.
Развиваться могут только открытые организации.
Открытые, для новых людей и новых идей.

Всегда знал, что русский театр начала века был открытой организацией.
Полагал, что принципы открытости не успели русские интеллигенты перенести в промышленность.
Ваш пост, наводит на мысль, что в военном ведомстве были люди, которые идеи открытости реализовывали не только в театре.
Спасибо. Если попадется что то об открытости, сообщайте.
Буду обязан.
С уважением.
Александр.
(Ответить) (Thread)